Онлайн-обучение — популярный способ учебы в 21 веке. Он стал набирать обороты с развитием информационных технологий и появлением интернета почти в каждом доме/офисе. Сейчас этим термином часто описывают дистанционное образование (дистант или ДО).
На самом деле online-формат получения образования — часть дистанционной учебы. ДО — это самостоятельное изучение учеником материалов без физического присутствия на лекциях. Его онлайн форма — учеба через гаджеты с выходом в интернет. Далее эти понятия будут считаться взаимозаменяемыми для лучшего понимания материала.
В этой статье — обзор ключевых видов дистанционного обучения (D-learning, e-learning, m-learning), сравнение синхронных и асинхронных методов, а также практические советы по выбору подходящего варианта: вебинаров, видеокурсов, тренингов или blended learning.
Классификация форм онлайн-обучения
Сегодня существуют разные виды онлайн-обучения. В некоторых случаях требуется активное участие тьютора/преподавателя, а другие позволяют усваивать материал без посторонней помощи. Чтобы лучше разобраться в ДО и выбрать подходящий вариант, нужно познакомиться классификацией форм его организации.
Синхронный и асинхронный форматы
Синхронное обучение — популярный вариант онлайн-учебы. В этом случае занятия проводятся при активном тьютерском участии. Это наиболее распространенный вариант получения образования в интернете (путем прохождения курсом в том числе).
Образовательная программа при синхронном ДО доступна не в любое время, а по строго оговоренному расписанию. Как в офлайне, но дистанционно. Большинство занятий при синхронной форме ведется лектором вживую через веб-камеру и микрофон.
Данный вариант чаще всего подразумевается под термином «дистанционка».
Синхронный формат — это максимальный эффект присутствия, что может быть особенно важно при взаимодействии с маленькими детьми и пожилой аудиторией. Данная организация максимально напоминает офлайн-учебу. Тут есть и реальный лектор, и активные слушатели, и возможность общения в чате с остальными учениками.
У такого подхода есть и недостатки — высокая преподавательская загруженность. Сюда же можно отнести проблемы формирования расписания. Кроме того, программу придется прорабатывать так, чтобы ее могли усвоить даже те, кто не имеет возможности присутствовать на виртуальной встрече. Это требует от лектора дополнительного уровня подготовки.
Для учеников синхронная форма ДО тоже имеет недостаток, который заключается в расписании. Чтобы не упустить ничего важного и задать свои вопросы «наставнику», придется присутствовать онлайн во время сессии.
Еще один подход — асинхронный. Он представляет собой запись уроков и тестов. Из соответствующих материалов будет формироваться итоговая учебная программа. Учащиеся получают доступ к новым занятиям по мере их прохождения.
Можно сказать, что асинхронное обучение — это учеба «блоками». Сначала нужно посмотреть ролик по одной теме и пройти итоговое тестирование, чтобы переключиться к другой.
Активное участие пользователей в этом случае не требуется, и это огромное преимущество подхода. То же самое касается вмешательства тьютора, оно минимальное. Все цифровые материалы — это записи, к которым человек может получить доступ через интернет в любое удобное время.
Есть вопросы? Разрешить их поможет куратор, и, как нетрудно догадаться, тоже дистанционно. Например, через специальную образовательную систему, по телефону или электронной почте. Сейчас активно практикуется использование мессенджеров для реализации поставленной задачи. Тестирования и задания проверяются в автоматическом режиме, что тоже становится несомненным преимуществом.
Асинхронный формат используется основной массой различных образовательных курсов, так как они легко масштабируются, ведь большинство процессов тут автоматизированы. Правда, некоторым ученикам такой вариант не подойдет, он не годится тем, кто не может без живого общения и быстрой обратной связи от преподавателей.
Очень часто у начинающих коучей программы образования не в асинхронном формате. Чтобы курс успешно работал, требуется подготовить образовательную платформу или специализированный сервис (обычно платный). Далее — грамотно произвести их настройку. Для запуска такого курса требуется много специалистов и немалые финансовые вложения. Последние не всегда оправданы на этапе запуска обучения.
D-learning и e-learning: особенности подходов
D-learning — термин, который произошел от английского «distance learning» или «дистанционное обучение». Описывает метод, позволяющий обучать дистанционно. В этом случае пользователь никак не встречается с учениками и преподавателями в реальном времени. Несмотря на это, «стороны» общаются. Это делается при помощи различных мессенджеров и иных средств связи. Иногда встречается вариант использования традиционной почты.
E-learning — еще один вариант дистанционного обучения. Именно он чаще всего выбирается при организации и проведении различных курсов. Для урока у ученика должен быть доступ к интернету и компьютеру.
Через e-learning человек получает возможность участвовать в семинарах, оканчивать курсы и даже учиться в университете из дома. E-learning бывает нескольких типов:
- Фиксированный. Содержание уроков, которые используются для получения образования, всегда одно и то же. Оно не меняется. Все участники курса получают одинаковую информацию. Материалы заранее определяются и по необходимости составляются учителями. К личным предпочтениям ученика они не адаптируются. Такой вариант максимально приближен к офлайн-учебе.
- Адаптивный. Инновационное решение в образовательной сфере. Дает возможность адаптировать программу и перерабатывать ее для каждого отдельно взятого ученика. Во внимание тут будут приниматься самые разные параметры. Например, успеваемость человека, цели, способности, первоначальные навыки и так далее.
- Линейный. В соответствующем случае прямого взаимодействия студент-тьютор отсутствует. Отправка материалов производится по электронной почте или иным средствам связи. Раньше именно он пользовался популярностью. Сейчас востребованность линейного обучения стремительно снижается.
Но это не единственные виды онлайн-обучения. Существуют разные форму, которые сочетают в себе различные особенности. Зная их, каждый сможет подобрать оптимальное для себя решение.
M-learning: обучение через мобильные устройства
M-learning — еще одно инновационное решение в мире онлайн-обучения. Предусматривает использование ноутбука со стабильным интернетом или мобильного гаджета для прохождения курсов.
Такой вариант удобен тем, что он доступен в любом месте, достаточно, чтобы там «ловил» интернет. Сейчас такой подход встречается все чаще, ведь у большинства людей (даже у детей) есть смартфоны с интернетом. А еще такие устройства способны распознавать различные форматы документов от видео до книг. Это обеспечивает максимальный уровень мобильности при получении образования.
Blended learning как комбинированная модель
B-learning от английского — «blended learning» или «смешанное обучение». Представляет собой метод, объединяющий в себе онлайн-учебу и классическое получение образования. Как именно будет организовано B-learning, зависит от целей курса.
Так, если для выбранного направления нужны практические навыки, студенты собираются офлайн в аудитории. Часть необходимой информации они получают по почте или мессенджерам, а также в виде лекций/вебинаров. Время от времени тьютор встречается со студентами на тренингах онлайн.
Популярные методики онлайн-обучения
Методик организации онлайн-обучения тоже очень много. Некоторые образовательные центры используют сразу несколько вариаций, а какие-то выбирают определенные концепции. Далее предстоит изучить их получше.
Вебинары и автовебинары: суть и различия
Первый вариант — это вебинар. Методика, известная большинству современных пользователей. Что такое вебинары и зачем они нужны?
Так называют семинар, лекцию, тренинг или презентацию, организованные посредством технологии «вебкаст». Они обеспечивают двустороннюю связь по типу «ученики-преподаватель». Технология идеальна для синхронной учебы, ведь во время вебинара можно не только обмениваться информацией, но и проводить брейнсторминг, анкетирование, вести дискуссии. Для встречи используется вебинарная комната (цифровая).
Вебинарная комната — интернет-страница, на которой проводится вебинар или совещание. Аналог конференц-зала в офлайне или аудитории, размер которой легко корректируется.
Ведущий вебинара способен, как и в обычном классе, демонстрировать дополнительные материалы, оставлять метки на интерактивной доске, пользоваться указкой. Ученикам предоставлена возможность свободного онлайн-общения с преподавателем. Например, через текстовый чат или микрофон.
Еще один вариант — автовебинар. Это технология, позволяющая частично/полностью автоматизировать процесс проведения занятия. Лекции будут организованы без непосредственного участия лектора. Этот вариант позволяет заполучить новых клиентов/учеников.
Как правило, автовебинары дешевле классических вебинаров. Зачастую такой вариант вовсе не требует финансовых вложений, а проводиться они могут несколько раз в день. Это всего лишь имитация «живого» вебинара, поэтому у учеников может сложиться впечатление, что их обманули.
Использование аудио- и видеоконференций
Аудио-конференция — это встреча группой (включая преподавателя) на специальной платформе. Общение происходит через голосовой чат. Чтобы успешно взаимодействовать с участниками конференции, требуется стабильный интернет. Впрочем, такой формат обучения — редкость. Он не очень удобен, ведь слушать лектора без «визуального сопровождения» интересно далеко не всем.
Поэтому большим спросом пользуются видеоконференции. Они представляют собой аналог видео-звонка в мессенджере. При видеоконференции устанавливается сессия, к которой подключаются ученики и лектор. Они взаимодействуют друг с другом через видеокамеры, подключенные к компьютерам, ноутбукам или телефонам. Такой подход гарантирует максимальное погружение в образовательный процесс и создает «полный эффект присутствия».
Онлайн-тренинги: интерактивный подход
Тренинги — это ДО с ответами и разбором практических примеров. Вариант, идеально подходящий для повышения квалификации. Он используется для корпоративных обучающих программ и личностного роста.
Лекции и видеокурсы для самостоятельного изучения
Лекция — традиционный урок, но в цифровом формате. Напоминают вебинары и автовебинары. Чаще всего образовательные центры ведут записи своих «уроков» и выкладывают на специализированных платформах. Эти материалы будут доступны ученикам в любое время.
Человек не смог присутствовать на вебинаре? Он сможет легко просмотреть запись. Курс не предусматривает личного взаимодействия с тьютором? Значит, он базируется на видео-курсах и лекциях для самостоятельного изучения. Эти формы подачи информации наглядно демонстрируют изучаемый предмет и доступны 24/7. Если учащийся что-то подзабыл, он сможет с легкостью посмотреть запись снова и «закрыть пробелы».
Семинары и курсы в цифровом формате
Семинар — способ получше рассмотреть конкретную тему. В остальном он напоминает вебинар. Для участия в семинаре приглашают нескольких преподавателей, каждый из них будет читать лекцию по своей специализации.
Курсы в цифровом формате — это что-то вроде лекций для самостоятельного изучения. Они освещают ту или иную тему, причем в наглядном визуальном плане. Чаще всего онлайн-курсы открываются «блоками», когда человек просмотрел одну его часть, открывается другая. Иногда курсы в цифровом формате представлены мастер-классами в записи, позволяющее быстрее освоить выбранную тему.
Рекомендации по выбору оптимальной методики
Что означает вебинар, и каким может быть дистанционное образование, разобраться удалось. Но остался еще один актуальный вопрос — как правильно выбрать методику обучения.
Для начала необходимо определить несколько важных критериев целевой аудитории:
- род деятельности;
- возраст;
- время, которое студенты готовы тратить на образование;
- привычки в обучении;
- цель получения образования.
Каждое направление, каждая тематика предусматривает свою специфику. Например, какие-то знания удобнее получать в формате видео с выполнением творческих заданий. Для чего-то будет достаточно лекций в записи и автоматически проверяемых тестов/экзаменов. А что-то требует непосредственной практики в режиме реального времени, чтобы можно было поправить ученика и подсказать ему оптимальное направление дальнейших действий. Есть и такие области, где достаточно текстовой информации.
В идеале рекомендуется проработать курс, который включает в себя все способы предоставления информации. К видео- и аудиоматериалам можно добавлять краткие конспекты с ключевыми моментами, в текст лонгрида — вставить инфографику и интерактивные элементы, а в виде иллюстраций использовать фото- и видео-примеры.