Каждый из нас еще в школе задумывался о будущей профессии. От ее выбора часто зависят наше будущее, уровень дохода и жизни. Работа должна быть в удовольствие, иначе она может превратить жизнь в невыносимую каторгу. Современной, интересной и востребованной на рынке труда является профессия SMM-менеджера.
В статье мы рассмотрим, кто такой SMM-специалист, что входит в его обязанности, где можно обучиться профессии, плюсы, минусы, уровень зарплаты, и чем SMM-менеджер отличается от таргетолога, маркетолога и SEO-специалиста.
Кто такой SMM-менеджер, и чем он занимается
Social Media Marketing — именно так расшифровывается аббревиатура SMM. В чем суть профессии — в использовании социальных сетей, интернета для продвижения товаров/услуг. Чаще всего используются ВКонтакте, Одноклассники, Ютуб и др.
SMM-менеджер является администратором групп компании-работодателя в социальных сетях, отвечает за наполнение их соответствующим контентом. Специалист анализирует спрос, тенденции, новости, грамотно изучает целевую аудиторию. Важно уметь овладевать большим потоком информации и создавать актуальный контент, привлекающий аудиторию к странице.
Причем неважно, будут ли заказывать товар или услуги, нужно обеспечить внушительную посещаемость. В дальнейшем это обязательно даст свои плоды и принесет выгоду.
Обязанности SMM-специалиста
Четко обозначить обязанности не представляется возможным, ввиду того, что профессия СММ-менеджер — относительно новое явление. Перечень задач, обязанности, уровень оплаты труда обсуждается индивидуально с работодателем.
Ключевые обязанности СММ-специалиста:
- ведение групп и аккаунтов в соцсетях;
- анализ конкурентов;
- создание позитивной репутации бренду/компании;
- работа с СМИ;
- распределение и управление бюджетом, выделенным для продвижения бренда в сети;
- поиск и сотрудничество с фрилансерами, самостоятельное написание постов и статей;
- изменение образов компании путем смены символики или дизайна упаковки товаров.
Разработка стратегии продвижения — основная задача СММ-менеджера. В одном случае этот человек может быть руководителем команды профессионалов-фрилансеров, в другом — работать в одиночку.
Отличия СММ-менеджера от таргетолога, маркетолога и SEO-специалиста
Профессионал своего дела сммщик должен знать основы SEO. Это значительно облегчит ему задачи по созданию контента как самостоятельно, так и позволит писать грамотное ТЗ для фрилансеров-исполнителей.
SEO-специалист — тот, кто изучает алгоритмы поисковиков и адаптирует ТЗ с учетом этих данных. SMM-менеджер тесно связан с маркетингом. Главное отличие в том, что сммщик редко выходит за пределы интернета, в отличие от маркетолога. Последний продвигает продукцию через другие каналы: газеты, журналы, радио, телевидение и т. д. Во многом деятельность этих специалистов перекликается, и им полезно иметь сотрудничество для повышения эффективности.
Таргетолог настраивает рекламу в социальных сетях для конкретной целевой аудитории. В отличие от СММ-менеджера, продукт его деятельности не завуалирован, а задачи четко обозначены — поиск аудитории.
Реклама настраивается только для потенциальных покупателей продвигаемого продукта.
Как получить профессию СММ-специалиста
Как показывает практика, многие пришли в профессию случайно, продвигая услуги через социальные сети. Путем проб и ошибок многие сумели нащупать верный путь и стать профессионалами в этой сфере.
Опыт гуру SMM говорит нам о том, что нет ничего невозможного. И для того чтобы стать успешным в этой сфере, не обязательно тратить годы на обучение или иметь талант. Достаточно гибкости ума, умения ставить цели и решать их. Остальное придет с опытом.
Самостоятельное обучение
Самый бюджетный способ освоить любую профессию — самообразование. Вам понадобится интернет или книги по профессии. Преимущества заключаются в том, что вы сами выбираете время для обучения. Хотя не всем подойдет этот способ обучения. Если вы не способны к самоорганизации, и у вас не хватает мотивации — то это точно не для вас. В таком случае стоит рассмотреть вариант курсов или поступить в вуз. Самообразование — это про силу, упорство и волю, а не про инертность.
Вариант самостоятельного обучения также несет в себе минусы в виде отсутствия контроля правильного усвоения материала, пропуска важных нюансов, на которые точно указал бы преподаватель.
Высока вероятность неправильной интерпретации материала. И тем не менее все равно самообразование — один из лучших способов обучения, тем более от неудач никто не застрахован, даже те, кто учился на специальных курсах по СММ. Важно учиться на ошибках, прорабатывать их, обрастать опытом, работать с разными проектами, и результаты с каждым разом будут улучшаться.
Курсы, обучение онлайн
В интернете масса предложений от частных лиц и компаний, предлагающих обучение онлайн и курсы любой направленности, в том числе и в сфере СММ. Важно не хвататься за первое попавшееся предложение по рекламе, а выбрать хорошего учителя. Для этого придется потратить немного времени на изучение различных предложений, отзывов и форумов, поинтересоваться реальными успехами учеников.
Учеба в заведениях
В настоящее время учебные заведения, несмотря на повышенный спрос на услуги SMM-менеджеров, не занимаются выпуском данных специалистов. Для тех, кто хочет работать в этой сфере, в вузе можно пройти обучение по специальности маркетинг или психология. Также есть факультеты маркетинга с углубленным изучением психологии потенциальных покупателей. В дальнейшем эти знания помогут успешно реализоваться в отрасли SMM-менеджмента.
Маркетинг и IT-технологии для сммщика идут рука об руку, поэтому важно обладать навыками и компьютерной грамотностью выше среднего. Большинство вузов учитывают этот момент и включают лекции по информатике в обучающий курс маркетологов.
Умение интересно писать и красиво говорить привлекает клиентов не меньше, чем другие «фишечки» рекламщиков, весьма кстати будет учеба на филологическом факультете. Все в комплексе поспособствует успеху будущего сммщика.
Что нужно уметь, чтобы стать SMM-менеджером
Выбирая профессию, всегда стоит учитывать, что для достижения успеха нужны не только знания, но и природные способности. Что-то дается легко, а над чем-то придется поработать.
Какие качества нужно иметь будущему сммщику:
- коммуникабельность;
- знание основ психологии;
- чувство юмора;
- креативность;
- творческое мышление;
- способность к анализу;
- инициативность;
- базовое знание английского;
- самостоятельность;
- способность работать с большим объемом информации;
- грамотность и хорошее знание русского языка;
- умение писать и редактировать тексты;
- знание социальных сетей и особенностей их ведения;
- компьютерная грамотность.
Не последнюю роль играет общая эрудированность специалиста, она положительно влияет на эффективность работы. Сммщик должен быть в курсе последних трендов, моды, следить за политической обстановкой и т. д. Это позволяет учитывать потребности и настроения различных слоев, что расширяет целевую аудиторию и позволяет продвигать продукт в массы.
Сколько может заработать SMM-менеджер
Стоимость услуг сммщика зависит от региона, ситуации на рынке труда и стартует от 40 000 руб в месяц. Избыток предложений на рынке труда снижает предложения по стоимости. Во многом оплата труда зависит от объема обязанностей. Профессионалы, полностью курирующие бренд, берут 2–3 проекта и могут заработать до 150 000 руб. в месяц.
Положительные и отрицательные стороны профессии
У каждой работы есть свои плюсы и минусы, идеальной не бывает. Даже, казалось бы, самая интересная, творческая работа тоже имеет свои подводные камни, минусы и недовольство клиентов. Чтобы не получить разочарование, ознакомимся поближе с плюсами и минусами работы SMM-менеджером.
Преимущества:
- возможность работать онлайн удаленно;
- хорошая оплата труда;
- востребованность;
- возможность реализовать свои творческие идеи;
- быстрая отдача;
- доступность;
- лояльное отношение аудитории.
Реальных минусов немного, и в основном они касаются разногласий с руководителями, не представляющими обязанности специалиста. Заказчики иногда думают, что они платят слишком большие деньги человеку, который днями сидит в социальных сетях и занимается просмотром картинок.
Нередко бывает и такое, что сммщиков пытаются загрузить работой, не входящей в его обязанности. Среди них — деловая переписка, администрирование локальной сети, вплоть до разработки дизайна интерьеров офиса и ремонта оргтехники. Это еще одна из причин, почему многие предпочитают работать удаленно, а не в офисах.
SMM-менеджер — прекрасная современная профессия, позволяющая завести новые знакомства, расширить кругозор, научиться лучше взаимодействовать и понимать людей. Карьера сммщика — легкий способ реализации своих творческих способностей, амбиций и возможность получения стабильного высокого дохода.