Продакт-менеджер – достаточно новая и перспективная профессия, пользующаяся популярностью у молодежи. Она появилась примерно 2011-2012 году. Сегодня на эту должность открыто множество вакантных мест, что исключает проблемы с трудоустройством.
В статье мы расскажем, кто такой продакт-менеджер, что входит в его обязанности, чем отличается от проджект-менеджера и бренд-менеджера, где учиться, какие нужны навыки и знания, сколько получают менеджеры по продукту, преимущества и недостатки профессии.
Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается
В переводе с английского product manager – менеджер по продукту. Этот специалист занимается продвижением на потребительском рынке определенных товаров или услуг. Работа тесно связана с продажами, рекламой, маркетингом.
Обязанности и функции менеджера по продукту
Обязанности продукт-менеджера могут варьировать в зависимости от направления деятельности компании. Специалист может продвигать большой пакет разных продуктов или работать с конкретным видом.
Основные функции продакт-менеджера:
- отслеживание и анализ тенденций рынка сбыта;
- изучение и анализ конкурентоспособности;
- определение ценообразования;
- проведение презентации продукта;
- подготовка стратегии для продвижения товара или услуг;
- выполнение расчета всех вариантов финансовых издержек с определением выгоды запланированного проекта;
- согласование рекламной кампании в рамках выделенного бюджета;
- оказание информационной поддержки потребителю, ведение контроля после внедрения продукта и работа над его продвижением.
От профессионализма продакт-менеджера зависит не только прибыль, но и общая номенклатура производимой продукции и, соответственно, успешность развития бизнеса.
Чем продакт-менеджер отличается от проджект-менеджера и бренд-менеджера
Проджект-менеджер планирует и разрабатывает проекты, рассчитывает бюджетный процесс, определяет возможные риски для репутации компании, а также запускает проект и ведет контроль над его реализацией. Когда продукт готов к выходу на рынок, в работу включается продакт-менеджер, который и должен подготовить план его внедрения с привлечением потребительского внимания для активного продвижения с получением дохода с продаж.
Бренд-менеджер – еще одна востребованная профессия на рынке продаж. В задачу этого специалиста входит продвижение не самого продукта, а бренда – основного знака компании, делающего товар узнаваемым среди других. В функции бренд-менеджера входит оценка эффективности проектов, направленных на повышение узнаваемости бренда, планирование и проведение рекламных компаний, разработка эффективных стратегий для продвижения бренда на рынке товаров и услуг.
Как стать продукт-менеджером: обучение с нуля
В вузах и техникумах не обучают профессии продукт-менеджер. Получить эту специальность можно самостоятельно с нуля, имея определенный опыт в сфере продаж. Эта профессия тесно связана с другими смежными специализациями. Обучиться новому направлению будет несложно людям, получившим образование по маркетингу, менеджменту или экономике.
Обучение на product manager проводится на специализированных онлайн-курсах, предлагающих отличные теоретические знания в этом направлении.
Что должен знать и уметь product manager
Профессиональный продакт-менеджер должен хорошо ориентироваться в рынке сбыта и иметь глубокие знания в разных сферах.
Какие знания и навыки необходимы:
- в области маркетинга и рекламы;
- технические знания и методов разработки IT-продукта;
- финансы и бизнес-планирование;
- процессы проектного менеджмента;
- аналитические навыки;
- владение английским;
- математические знания;
- управленческие навыки;
- клиенториентированность;
- навыки ведения статистического учета;
- знания различных версий программы 1С.
Продукт-менеджер – отличная профессия для коммуникабельных людей с креативным мышлением и организаторскими способностями. Хороший специалист должен обладать аналитическим складом ума, быть высокоответственным и инициативным, готовым к длительным командировкам и ненормированному рабочему дню.
Средняя зарплата менеджера продукта
Начинающим специалистам работодатели России готовы предложить 30-50 тыс. рублей. Более высокие гонорары – от 60-70 тысяч рублей получают продакт-менеджеры с образованием и стажем работы от 2-х лет.
Профессиональные product manager, отлично справляющиеся с любыми поставленными задачами, имеющими образование и опыт работы от 3-х лет, получают не менее 70-80 тыс. рублей в регионах и более 100 тыс. рублей в Москве и Санкт-Петербурге.
Плюсы и минусы профессии
Новая и достаточно интересная профессия product manager имеет свои положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим подробнее.
Плюсы:
- карьерные перспективы;
- востребованность на рынке труда;
- достойная заработная плата;
- денежные вознаграждения в случае успешного сбыта продукта по разработанной стратегии;
- постоянное развитие;
- нет рутинной работы;
- общение с людьми.
Минусы:
- большая ответственность за продвижение товара или услуги;
- высокая конкуренция на рынке продаж, не позволяющая специалисту легко и быстро достигать поставленной цели;
- ненормированный график работы;
- часто возникающие стрессовые ситуации;
- невысокая зарплата на начальном уровне.
По мнению специалистов, product manager – одна из самых сложных профессий в сфере продаж, требующая больших теоретических знаний и опыта. Выбирая эту специальность для обучения, взвесьте все за и против. Если эта работа действительно вам близка и интересна, выбирайте специальность product manager для обучения и дальнейшего трудоустройства.